В Госдуме хотят дать право учителям на утверждение школьного руководителя
Проблема, о которой долго шептались учителя, стала заметна даже депутатам. Директорами школ подчас назначают людей, никогда раньше не работавших на руководящих должностях в образовании. Кто «пороху не нюхал» в учительских, классных кабинетах и на посту администратора, плохо себе представляет все нюансы школьной жизни.
Впрочем, в письме на имя главы Минпросвещения, первый зампред думского комитета по просвещению Яна Лантратова акцентируется на другом. Депутата тревожит не просто массовые увольнения учителей, случающиеся из-за «новой метлы» в школе, а в первую очередь молодые учителя. «По данным Российской академии образования, от 17 до 52% молодых учителей увольняются из школ в первые пять лет после начала работы, – тревожится парламентарий. И добавляет, что одна из причин повального бегства молодых специалистов – «некомпетентность администрации школы».
В этом же обращении зам руководителя думского комитета ссылается на две громкие истории массовых увольнений школьных педагогов из Екатеринбурга и Санкт-Петербурга, которые не закончены и сегодня. Города два, а первопричина одна – приход в школу нового «эффективного директора», который «никого не держит».
Ситуация в школе №22 в Екатеринбурге примечательна тем, что шумиху подняли родители учеников. Уже сентябрь, а нескольких предметов нет в расписании, включая основные, такие как русский язык, литература, информатика (а еще биология, музыка и география). Выяснилось, что с окончанием учебного года 2022-2023 за одно лето из школы ушло 17 педагогов: четверо на пенсию, остальные — «по личным причинам». Причиной увольнения все педагоги-«летуны» хором называют появление в школе нового директора Ильи Смирнова.
— Вначале он нам показался таким энергичным, молодым – всего 34 года, — сообщает, на условиях анонимности, учитель школы №22. – Но потом оказалось, что главный метод директора — ни с кем ни чиниться, он умудрился обидеть даже нашу старейшую учительницу 85-летнюю. И на всем зарабатывать деньги. Образовательный процесс его в гораздо меньшей степени интересует. Информации о директоре мало – знаем только, что он несколько лет работал учителем информатики и имеет два сертификата «эффективного менеджера». Знаете, я застал разные времена и понял, кого мне Смирнов напоминает: «решал» из 90-х. Та же манера общения.
Схожая история разворачивается в Петербурге – там из школы №338 тоже уволилось одновременно 17 учителей (а «изнутри» утверждают, что и больше – за полтора года ушли 28 «старых» педагогов). Такое кадровое истощение в школе также связывают с новым директором – Марией Свирко… Интересно, что даже сами школы похожи –свердловской всегда считалась в городе хорошей школой, до недавнего времени в ней работал театр «Игра», который «даже на «Золотой маске» выступал». А сейчас оттуда уволились все сотрудники: «наплевательское отношение и унизительные зарплаты». И школа 338 исторически считалась лучшей школой Невского района. В районной администрации отчитались: учителя ушли оттуда «по личным или профессиональным причинам, в том числе в связи с выходом на пенсию, переездом, трудоустройством по месту жительства и смене профессиональной деятельности».
Основная причина подобных ситуаций была озвучена екатеринбургским образовательным ведомством. Директора в школу напрямую назначает учредитель. А учредитель — это, чаще всего, департамент образования.
Например, в одну из старейших школ Санкт-Петербурга пару лет назад прислали эффективного директора.
— И за кратчайший период она развалила здесь все, что можно, – вспоминает мама двух выпускников школы. – Из известного лицея с гуманитарными классами, куда невозможно было попасть, сделали заурядную многопрофильную школу. Закрыли архитектурную программу, клуб поэтов, филологические среды, театр… Все, чем славились. В итоге 26-летняя директриса, которая как мы узнали, раньше работала завучем в глубокой провинции, наворотив это, ушла. А нашу школу, куда я еще девочкой ездила на олимпиады, присоединили к другой школе как заштатный филиал.
На фоне подобных прямых назначений директоров от учредителя, несколько утопично выглядит предложение комитета по просвещению Госдумы об установлении процедуры голосования педсостава школы за нового руководителя. Дескать, надо оставлять только тех назначенцев, за которых проголосовало 75% учительского коллектива. В реальности, «правильно» проголосовать несложно, особенно в школе. Но скорее всего, учителей спрашивать не будут, назначая нового менеджера на административную должность в образовании.