Папы и мамы одобрили это нововведение в сфере образования и готовы помогать
«У меня растут года, будет мне семнадцать. Кем работать мне тогда? Чем заниматься?» – эти строки Маяковского сейчас особенно актуальны. С выбором будущей профессии испытывают трудности большинство школьников, а ведь определиться желательно как можно раньше. Государство понимает всю серьезность вопроса, и, конечно, изменения, проводимые в сфере образования, коснулись и профориентации. Но без поддержки пап и мам ничего не получится. Именно поэтому в школах дважды в год будут проводить родительские собрания, посвященные этой теме. Отношение к ним россиян «МК» выяснил, проведя открытый опрос.
На вопрос: «Насколько вы считаете важным проведение родительских собраний в школах по профориентации два раза в учебном году?» – большинство проголосовавших ответили: «Полностью согласен» либо «Скорее да, чем нет» (65%). Менее популярными оказались ответы «Скорее нет, чем да» (11%) и «Абсолютно не согласен» (13%). Затруднились с ответом 10%.
То, что большинство россиян продемонстрировали неравнодушие к такому важному шагу ребенка, как выбор будущей профессии, подтверждает правильность изменений, которые сейчас претерпевает сфера образования. Единая система профориентации школьников, получившая название «профориентационный минимум», начала внедряться в образовательных учреждениях с 1 сентября. Готовые методические материалы для этого еще до начала учебного года были направлены в регионы.
Отметим, что в России профориентация всегда была частью системы образования, однако до настоящего времени она реализовывалась лишь фрагментарно, и часто все зависело от активности того или иного директора школы или даже педагога. В одних образовательных учреждениях были целые профильные классы, а обучение велось в сотрудничестве с вузами, организациями, предприятиями, в других же школах такая работа практически не велась или велась формально.
Однако с этого учебного года для учеников 6-11-х классов в российских школах начали вводить единую систему профориентации. Она включает в себя не только создание предпрофильных предпрофессиональных классов (медицинских, педагогических, инженерных и т.д.) и посещение школьниками колледжей, предприятий, институтов, но и выделение одного часа в неделю на профориентационные мероприятия – проектную деятельность, тестирование, обзорные занятия и так далее.
Взаимодействие с родителями – не менее важная составляющая этой глобальной и всеобъемлющей работы, главная цель которой одна – помочь ребенку выбрать свою будущую профессию, свой жизненный путь. И чтобы мамам и папам было легче интегрироваться в этот процесс, не менее двух раз в учебный год школы будут проводить родительские собрания, посвященные профориентации детей.
– У нас в школе пока такой встречи не было – ее только планируют провести, однако запрос от нашего родительского сообщества огромен, – рассказывает мама из Приморья, член родительского комитета Екатерина Никитина. – Тут очень много с чем нужно разбираться. Например, что делать, если желания ребенка не соответствуют его способностям? А если ребенок пассивен и ничем не интересуется, то как выбирать профиль? Как вообще мы, родители, можем помочь нашим детям и каких ошибок нужно избегать?
Специалист по трудоустройству подростков, профориентолог Татьяна Семина предлагает такие темы для обсуждения с родителями: «Как поддержать ребенка в выборе профессии», «Какие профессии на рынке труда сейчас наиболее перспективны», «Как выбирать предметы для сдачи ЕГЭ».
– К сожалению, без участия взрослых подросток не справится. Спектр профессий сейчас огромен, выбор вузов и колледжей тоже велик, – поясняет Семина. – Причем примерно каждые 10 лет в мире появляются новые направления. Видеоблогер, таргетолог, коуч, HR-специалист – разве предполагали мы с вами в нашей юности, что будут такие профессии? У подростка просто разбегаются глаза, и задача взрослых – помочь ему сконцентрироваться на том, что ему действительно и подходит, и интересно.
Между тем профориентация – понятие для современных подростков еще не очень привычное. Так, под данным директора петербургского физико-математического лицея № 239 Максима Пратусевича, лишь 3–5% детей действительно активно интересуются своим будущим. Остальные же школьники либо озабочены этим значительно меньше, либо им не интересен этот жизненный аспект вообще.
А между тем определиться желательно до девятого класса, ведь именно после ОГЭ нужно будет сделать выбор: закончишь ты обучение в школьных стенах, чтобы приступить к осваиванию будущей профессии в колледже, или пойдешь в 10-й класс, чтобы начать готовиться к ЕГЭ и поступлению в высшее учебное заведение.
Отметим, что родительские собрания нового формата одинаково актуальны для всех родителей – независимо от того, пойдет их ребенок в колледж или будет готовиться к поступлению в высшее учебное заведение.
Михаил, папа 13-летнего Павла, рассказал «МК», что у них в школе собрание по профориентации уже проходило.
– После его посещения я действительно почувствовал пользу, – делится впечатлениями отец. – И, главное, понял, что этот вопрос заслуживает отдельного внимания. Наш сын любит математику, так вот раньше я думал, что ему подойдет любая техническая специальность, и не задумывался о том, что направлений может быть несколько. Есть IT-классы, есть инженерные, есть просто математические. У каждого, как мне объяснили, своя специфика. Мы обсудили это с сыном, и оказалось, что он тоже не вникал в такие детали. Школа предлагает интересные экскурсии по профориентации – я посоветовал Павлу посетить все – так будет проще понять, к чему больше лежит душа.
Фото: Министерство просвещения Российской Федерации