Старшекурсники педколледжей смогут работать в саду и школе
Предложение министра просвещения о приеме на работу в 5-9 классы учителей после педколледжей встретило волну негодования. «Недоучки развалят нам всю систему», — звучало из учительских. Может, поэтому Госдума намедни приняла «без шума и пыли» законопроект, призванный утолить кадровый голод педагогов начальной школы. Теперь студенты старших курсов педколледжей и училищ имеют право устраиваться на работу в детские сады и начальную школу. Поправки к закону приняли в III чтении.
Проект закона касается не всех, а только учащихся по специальности «Образование и педагогические науки». Студент для трудоустройства должен быть совершеннолетним, проучиться два года и больше, естественно, без хвостов и с удовлетворительными оценками.
Первым делом, конечно, инициатива с приглашением на работу у дошколят и в младшей школе студентов колледжей-училищ призвана покрыть дефицит кадров. По статистике, он не столь уж впечатляющ. По данным РАНХиГС, больший процент нехватки учителей по регионам в ДФО, и там он составляет только 4,5%. Но сами учителя говорят о скрытой нехватке кадров, когда ради заработка они вынуждены брать по 1,5 и даже две ставки. Тогда недельная нагрузка для одного учителя при норме в 18-24 часа в неделю может составлять более 30 и даже 40 часов. Поэтому, по менее официальной версии, в региональных школах не хватает до трети педсостава.
Для того, чтобы устроиться в сад или школу, студенты из средне-специального «педа» должны будут пройти промежуточную аттестацию. Чтобы новая система заработала, надо еще отработать механизм такой аттестации. Учитывая, что он вообще сейчас меняется. В 2023-2024 учебном году анонсирована смена системы аттестации и получения профессиональных категорий для всех учителей.
— Фактически, мы говорим о том, что студенты педколледжей смогут трудоустроиться в последний год своего обучения, – рассказывает эксперт в области образования, преподаватель физики в среднем специальном учебном заведении (ССУЗе) Анастасия Гордеева. – Я пока не знаю, как это будет работать на практике, ведь для работы в образовании человеку нужна квалификация, соответствующая справочникам и стандартам. А в них пока изменений нет. Вероятно, внедрение новых поправок в закон «Об образовании» будет плавным, постепенным. Но возможность не пройти практику, а именно начать работать уже в 18 лет очень хороша. Потому что почти 30% молодых учителей отсеиваются на первом году. И оканчивая свое училище, человек уже будет точно понимать, в свою он область пошел или нет. А если останется, то быстрее научится и наберется опыта.
Хочу также отметить, что с 2012-2013 года уже начала действовать поправка в закон «Об образовании», согласно которой в школе могут работать лица с непрофильным высшим образованием, прошедшие переобучение и аттестацию. И лица со средне-специальным педобразованием, если уровень их квалификации соответствует требованиям профстандарта. Например, тьюторы, допобразование. Вот тут все сходятся – тьюторов остро не хватает современной школе, где есть инклюзия. И студенты колледжей могли бы эту лакуну заполнить.
Идея приглашать в школы выпускников колледжей и училищ, высказанная Сергеем Кравцовым в июне на Петербургском международном экономическом форуме, не получила широкого одобрения. Хотя часть педагогического сообщества, знающая, как дела «на земле», предложение поддержала. Евгений Ямбург, например, сказал: «В предыдущие годы педагогические колледжи готовили даже лучше», поскольку там «помимо теории уделяется большое значение методике и практике». Но уточнил, что для старшеклассников учителя из колледжа не подходят, не хватит глубины знаний.
Мнения учителей разделились, многие сочли оскорбительным, что рядом с выпускниками университета встанут выходцы из училища. Соцопросы показали, что большинство родителей против. Более 50% респондентов любого опроса на эту тему неизменно говорили «нет», более трети отвечали уклончиво. Однозначно «за» выступили лишь 15-20% респондентов.
— Зная, насколько велик дефицит учителей в селах, малых городах, в отдаленных регионах, это неплохая идея, – считает Гордеева. – А разве лучше, если один и тот же человек ведет в школе и физику, и рисование, и физкультуру? В сельских школах до 6-7 предметов доходит. Пусть у педагога «вышка», но он же предметник, а другие уроки непрофильные ведет. Чем хуже, если такого «многостаночника» сменит человек из колледжа, но отучившейся по профилю?
А, возвращаясь к теме начальной школы и особенно садов – уже сейчас туда берут, извините, кого попало. Так что, надеюсь, возможность принимать студентов-старшекурсников из педучилищ устранят такую практику.