Инофоны становятся причиной социального раздражения
Депутаты Госдумы выступили с радикальными мерами решения «мигрантского вопроса» в школах. Ими предложено устроить для детей гастарбайтеров тестирование на знание русского языка и собеседование. Не прошедших испытания следует отправлять в отдельные классы или «пропускать» через центры адаптации. Эти идеи раскритиковал учительский профсоюз, назвав дискриминационными.
Напомним: признавая, что «социализировать детей мигрантов, живущих в нашей стране, важно для развития здорового общества», депутаты призвал к исключению ситуации, когда «воспитанники дошкольных учреждений не знают русского языка». То есть, речь о детсадах. Но тогда только собеседование, ведь письменного русского дети-дошкольники не знают и в коренных семьях.
Однако упоминаются и «дети из семьи мигрантов», которые не смогли пройти тестирование в школе. Мол, если такой ребенок не знает языка, на котором учится, это приводит «не только к отставанию, но и к конфликтам». В качестве контрмеры, «его надо направлять для изучения русского языка и русской культуры в специализированный адаптационный центр или адаптационный класс».
Предлагается и такое решение: «введение подготовительных курсов по изучению русского языка, отечественной истории и российских национальных традиций для детей мигрантов». А тех отпрысков гастарбайтеров, кто так и «не справился с предшкольной программой», не принимать в школы.
Конечно, проблема с инофонами, как учителя в своей среде называют не говорящих по-русски учеников, очень остра во многих крупных городах РФ. Даже один-два ребенка в классе, не понимающие язык – бич для учителя. И все-таки, заслышав народных избранников, первым запротестовал педагогический профсоюз.
Глава профобъединения Ольга Мирясова назвала предложения депутатов «дискриминационными». Она отмечает, что в школах, где много детей не говорят по-русски, «хорошо бы, если бы появлялся педагог, который изучал преподавание русского как иностранного языка — это отдельная специальность в вузе». Кроме того, нужны дополнительные занятия для таких детей. А занятия – это часы работы учителя и на них надо закладывать дополнительное финансирование.
Получается, что всеми сторонами уже перечислены проблемы, в которые упираются попытки их решения. Нет специалистов-учителей (учителей в принципе не хватает). А тем более таких, кто знает два языка, изучал не только возрастную и пед-, но и адаптивную психологию. Косвенно это подтверждает попытка создать в Волгограде мигрантский класс, преподаватель которого ушла спустя год работы. Преподавать без специальной подготовки целому классу не говорящих по-русски детей иной культуры, подчас еще и разновозрастных, почти невозможно.
Адаптационные центры для детей мигрантов – это проект, пока что далекий от реализации. Где они будут, эти центры – при школах, при посольствах, при миграционных МФЦ, кто там будет преподавать, на какие средства?.. Странно отправлять в эти «центры социализации», которых нет еще даже на бумаге, реально существующих и уже посещающих школы детей.
— Я тоже за то, разумеется, чтобы продумать решение проблемы, обсудить с экспертами, со школами, а потом уже что-то говорить или внедрять, — говорит социальный психолог Валерий Раушинский. — Тут же пучок проблем, вокруг этой темы. Вот рассказывает учительница, у нее девочка-инофон в первом классе, ребенку 10 лет. Что родители делали раньше, почему не учили – неизвестно. Родители – простые рабочие и сами плохо понимают по-русски. Ребенок не только не учится и не хочет, но и ведет себя в классе ужасно…
Есть и другие примеры, когда родители очень хотят и стараются, но денег нет на репетитора. А школа, честно говоря, не заточена на обучение русскому как иностранному, у учителя нет компетенций. Иногда и желания. Если для инклюзивных детей еще худо-бедно, есть тьюторы, соцпсихологи, то для инофонов – никого.
А что до «нормальной миграционной политики», впору задуматься, почему у нас временные работники вообще въезжают с семьями. По сути, это же вахтовики – вы видели «вахту» с женой и детьми? Но если государство считает такие «въезды» допустимыми, если это часть той же демографической стратегии, то государство должно обеспечить для этого условия.