Очень нужные внеклассные занятия

«Разговоры о важном»: в российских школах не только учат, но и воспитывают

Изменения в сфере образования, которые сейчас идут в нашей стране, стали, с одной стороны, неожиданными, но с другой – ожидаемыми. Ведь они продиктованы временем и запросами общества – детей, родителей, учителей. Один из аспектов таких изменений – «Разговоры о важном» – внеурочное занятие для школьников. Это нововведение, уже проверенное в действии, ведь оно стартовало во всех российских школах 1 сентября прошлого года и теперь будет только совершенствоваться.

Напомним, что внеурочное занятие проходит во всех российских школах и учреждениях среднего профессионального образования в одно и то же время – первым уроком по понедельникам. «Воспитываем гордость за нашу страну, ее культуру и многовековую историю» – так обозначил цель «Разговоров о важном» глава Минпросвещения России Сергей Кравцов.

Примечательно, что такие беседы затрагивают все сферы жизни школьников и российского общества в целом. Например, в сентябре-октябре этого года «Разговоры о важном» посвящены любви к Родине, избирательной системе России, подвигу и биографии Зои Космодемьянской, взаимоотношениям в коллективе и так далее. Спектр тем разнообразен и в ближайшем будущем будет расширяться, методические рекомендации и раздаточный материал – совершенствоваться, уроки будут все интереснее.

– Скажу откровенно: «Разговоры о важном» – это очень нужное направление. – делится с «МК» учитель начального звена из Краснодарского края Людмила. – Я сама активно включена в эту деятельность. Уроки у нас проходят в доброжелательной дискуссии, мы с детьми поднимаем тему, знакомясь с ней обычно через плакат. Я придерживаюсь строгого сценария, со стороны информацию не беру – того материала, которым нас, учителей, снабжают, вполне достаточно. Там очень интересно подобран материал, много познавательной информации. И эти занятия действительно находят отклик – они позволяют ребятам сблизиться с городской средой, им становится ближе жизнь страны. Это возможность лишний раз напомнить всем нам, насколько важны сплоченность и поддержка близких. А кто же нам ближе, чем страна и родители?

А еще педагог высказала пожелание, которое, по ее мнению, актуально для всех учителей:

– На таких занятиях очень полезны рабочие листы. На них есть уже готовые задания, требующие творческого подхода. Например: «Нарисуй свою семью», «Напиши, что для тебя значит родина». Таким образом, создается отличная обратная связь. Обычно мы, учителя, такие листы находим в Интернете и распечатываем, а вот последний раз нам их по электронной почте в рамках раздаточного материала прислали. Если и дальше будут их централизованно присылать, будет вообще замечательно.

– А в целом какое отношение в школе к «Разговорам о важном»?

– Мы по детям видим, что им это интересно. Нет ни отторжения, ни насмешки, ни равнодушия – полное включение в процесс. И гимн у меня ребята в начале урока поют все наизусть – уже давно выучили.

Поделиться своим мнением о таких занятиях мы попросили действующего учителя истории, замдиректора лицея № 35 г. Челябинска.

– Самый первый вопрос, который напрашивается: почему «Разговоры о важном» не ввели раньше? Это очень нужные уроки, – рассказал «МК» наш собеседник, победитель городского конкурса «Учитель года – 2017», финалист всероссийского «Педагогического прорыва – 2020», член Всероссийского экспертного педагогического совета при Минпросвещения Владимир Брюхов. – На сайте есть методические рекомендации – готовый сценарий классного часа, но учителю необязательно полностью следовать ему, есть право и возможность скорректировать занятие, адаптировать его к детям своего класса. Например, на «разговоре» на тему «День отца» очень важно было не слепо следовать «методичке». Заходя в класс, я знаю, что некоторых детей воспитывает только мама, понимаю, что нужно говорить на эту тему деликатнее, а что-то и не говорить вовсе.

У детей постарше «разговоры» направлены на развитие патриотизма, гражданственности, воспитание нравственности, историческое просвещение. Конечно, восприятие зависит от возраста школьника, но и для младших ребят «Разговоры о важном» полезны, но материал преподносится немного иначе. Недавно была замечательная тема про 115-летие отечественного кинематографа. Дети поделились, какие фильмы и мультфильмы смотрят сейчас, узнали много нового об истории нашей мультипликации и кино. Старшие же ребята способны на более сложный «разговор», например, проанализировать советские киноленты, выделить ценности, которые воспитывают в зрителях режиссеры. Важно, чтобы «разговоры» были беседой, а не лекцией. Еще отмечу, что качество предоставляемых методических материалов повысилось, на занятиях стало интереснее».

– Эти уроки однозначно важны, – подтверждает психолог из Севастополя и мама двоих сыновей Алиса Зотова. – Но при одном условии: если на занятиях избегать шаблонности и морализаторства, если позволять детям открыто высказываться. Если же учитель только и твердит, как все подростки неправы, с посылом «я вам расскажу, как надо жить», никакой ценности в «Разговорах о важном» не будет, и старшие дети будут воспринимать их как обязаловку. Так вряд ли получится хороший диалог, ведь уже с 14 лет дети имеют свое мнение, хотят быть услышанными. Тон проведения уроков должен быть не назидательным, а дружественным, партнерским.

Также психолог обращает внимание на важность привлечения к таким внеурочным занятиям аккредитованных специалистов со стороны.

– Это мое мнение и как специалиста, и как родителя, – поясняет Алиса Зотова. – Не на все темы можно говорить с классным руководителем – например, если речь идет об отношениях с учителями или родителями. Обсудить такие темы с приглашенными экспертами будет эффективнее. Также как психолог обращаю внимание, что на уроках важны профессионализм и конфиденциальность: если ребенок поделился наболевшим, не нужно сразу бежать докладывать об этом родителям или директору. Если это, конечно, не какой-то серьезный вопрос, требующий вмешательства сторонних органов. Сама же идея «Разговоров о важном» – классная. Главное – не испортить ее неправильной реализацией.

– Мне кажется, ценность «Разговоров о важном» – в том, что современные дети, наконец, увидят, насколько велико культурное наследие нашей страны, – делится мама третьеклашки Ирина из Воронежа. – Я, признаться, мало уделяла внимания этому аспекту, потому что все время работаю. Мультики дочка смотрела в основном иностранные. А недавно она приходит после уроков и говорит: «Мама, на «Разговоре о важном» нам рассказывали о том, как в нашей стране создавалось кино. Мы столько интересного узнали, посмотрели мультики. Они, оказывается, не хуже и даже круче иностранных. Давай на выходных пересмотрим советские фильмы и мультфильмы, например «Простоквашино».

Военный пенсионер Игорь Валентинович из Питера один воспитывает внука (родители живут в другом городе), и он признается, что держит его в строгости.

– Когда ввели «Разговоры о важном», я сразу понял: дело нужное, ведь там прививают правильные ценности, рассказывают об истории нашей великой родины и достижениях наших ученых, музыкантов, военачальников. И, конечно, о таких вещах, которые с дедушкой подростку осуждать неловко – например, о взаимоотношениях со сверстниками. Но тут возникла проблема: Артем жаловался, что не хочет рано вставать из-за «не обязательного» урока. Я долго с ним боролся, убеждал, каждый понедельник нависал над кроватью с будильником и буквально заставлял идти в школу к восьми утра. Но лучшим «убедителем» оказались сами уроки. Дело в том, что ребятам с учительницей повезло. Она так интересно подает материал! И обязательно предлагает подискутировать, поделиться своим мнением.

– Да, я пересмотрел свое отношение, – подтверждает подросток. – В принципе, на уроках много полезного. А когда нам сказали, что будут рассказывать про работу спецподразделений, вообще чуть ли не до потолка прыгал! Ведь это моя мечта – работать в спецназе.

– Одобряю такой выбор. Пусть из внука настоящий мужчина растет – сильный и цельный человек, а не маменькин сынок. Патриот своей страны, – соглашается дедушка.

Фото: Министерство просвещения Российской Федерации

Источник www.mk.ru

Podolsk

Все последние новости Подольска и Московской области сегодня: события, сводки происшествий, криминал, культура и образование, а также новости спорта и молодёжной политики. Читайте самые свежие и актуальные новости на podolsk50.ru.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024. Новости Подольска и Московской области - хроника городских событий.