Единые ценностные установки «обеспечат консолидацию общества и процветание государства»
2023 год – Год педагога и наставника – перезагрузил российское образование, изменив и продолжая менять его суть и конечные результаты. Все преобразования направлены на то, что образование – это неразрывный союз двух процессов – воспитания и обучения, которые не могут существовать друг без друга, как это было прежде. «Единая система образования и воспитания формирует прочный фундамент для дальнейшего развития России», – так сказал министр просвещения РФ Сергей Кравцов. И речь идет не только о патриотическом воспитании, которое выделено в отдельный проект, но и о воспитании в детях правильных духовных и нравственных ценностей.
Минпросвещения РФ перечисляет главные ценности российского общества, которые должны быть сформированы у школьников, – ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Отсюда вытекают и основные направления воспитательной работы, которая проводится с детьми всех возрастов: гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, физическое воспитание и формирование культуры здорового образа жизни.
Конечный результат, который мы должны получить «на выходе», – полноценное личностное развитие школьников и создание условий для их успешной социализации. В более глобальном смысле – мы должны воспитать такое юное поколение, которое придет на смену старшему, чтобы Россия оказалась в надежных руках. А для этого молодые люди должны любить Родину и не забывать о своих корнях. Директор Института изучения детства, семьи и воспитания Наталья Агре недавно в интервью «Учительской газете» обозначила, на что должен быть направлен воспитательный процесс в школах: на «формирование единого воспитательного пространства с едиными ценностными установками, которое объединило бы все население Российской Федерации, обеспечив консолидацию общества и процветание государства».
Но в одиночку педагогам добиться этого непросто, поэтому они должны общаться на эти темы с родителями, объяснять им, к каким результатам может прийти в своем развитии ребенок того или иного возраста. Министр просвещения РФ Сергей Кравцов так и сказал: «Преемственность наших духовно-нравственных ценностей обеспечивается, в первую очередь, внутри семьи. Воспитательная работа продолжается и в детских садах, школах, колледжах и высших учебных заведениях. Педагоги передают знания о важных традициях и ценностях, рассказывают молодежи о нашей великой истории и культуре, о наших научных достижениях».
На эту тему «МК» поговорил с советником директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями ГБОУ Школа № 1195 г. Москвы Олесей Понамаревой:
– Школа играет одну из ключевых ролей в формировании гражданско-патриотических ценностей у детей. В этом процессе участвуют не только педагоги и администрация школы, но и советники директоров по воспитанию. Во время непосредственного взаимодействия с ребятами советники имеют возможность влиять на развитие гражданской ответственности, прививать этику взаимоуважения между сверстниками, уважения ко взрослым. Создавая атмосферу интереса к истории и современности России, гордости за нашу страну на мероприятиях, акциях, событиях и просто на переменах, они помогают детям понять ценности и достижения своей страны. Общаясь со всем окружением ребенка, советник должен показать важность коммуникации между людьми и уважения к другому человеку.
Например, вовлекая родителей в школьную жизнь, в процесс формирования ценностей, советник формирует у ребят мысль о том, что семейные ценности – одни из самых важных в картине мира. Совместные встречи, проекты и обсуждения могут помочь создать единую платформу для учителей и родителей, где они могут обсудить важность определенных ценностей и как их закрепить в повседневной жизни детей. Объяснить понятие патриотизма можно в том числе и через заботу о своих согражданах, поэтому так важна, например, организация волонтерских акций и участие в благотворительной деятельности; они являются неотъемлемой частью нашей работы.
– Каждый день и даже каждый час в мире появляется что-то новое, что-то сильно меняется или быстро устаревает. Современные дети родились в эпоху цифровых трансформаций, и для них не существует другого мира или другого времени. И логично, что рядом с таким ребенком должен быть наставник, который не только идет «в ногу» со временем, но даже немного его перегоняет. Потому что должен сам понять, передать и не «устареть». Советник в школе должен предвидеть и предугадывать, понимать и слышать детей, даже когда они не говорят ничего вслух. Еще, мне кажется, он должен как бы заполнять собой все пространство вокруг каждого ребенка в школе, обеспечивая чувство комфортности, защищенности и при этом – настоящей свободы для мысли и самореализации.
Идеал советника директора по воспитанию, к которому я стремлюсь, знает всех детей в здании своей школы по именам, имеет к каждому свой подход и изучил интересы каждого. Такой наставник, в первую очередь, смотрит на мир глазами ребенка, анализирует его как опытный взрослый и транслирует возможности через разные события, давая импульс детским инициативам.
Фото: Министерство просвещения Российской Федерации