«Пришел и уснул», и другие досадные ошибки на госэкзамене
Сейчас для всех, кто будет сдавать ОГЭ и ЕГЭ, самая горячая пора. Школьные уроки заканчиваются, начинаются госэкзамены. Как правильно к ним готовиться, какие мнемотехники применить? Как не перепсиховать накануне, что делать, если сломали ногу по дороге на экзамены – советуют учителя.
— Правило номер один – писать шпаргалки, – советует учитель истории и обществознания Виктор Машулин. — И не только по гуманитарным дисциплинам – по всем. И даже… взять их собой, но оставить за пределами аудитории. На экзамене все равно застукают. А вот информация, иногда просто в виде зрительных образов, осядет в памяти. Но если написать и просто взять с собой, даже не таща в экзаменационную аудиторию, вы все равно будете чувствовать себя спокойнее, более защищенным. «Шпоры» помогают не только лучше структурировать материал, отделять «воду» от главного, но и повторять его, причем по темам и по разделам. А повторенье – мать ученья.
Чаще переключаться – советует учитель русского языка и литературы Лариса Панова. «Если вы работаете с большими массивами текста и пытаетесь их запомнить, глаз замыливается. А если читать попеременно на бумаге, с экрана телефона или планшета, потом с компьютера, можно запомнить больше. И если вы что-то написали, при переключении на разные гаджеты будут видны ошибки». А тем немногочисленным выпускникам, кто собирается сдавать ЕГЭ по литературе как дополнительному предмету, учитель советует не лениться вести читательский дневник и делать в нем пометки – это очень освежает память.
По русскому языку (и к иностранным это тоже относится) для запоминания хорошо помогают карточки с определениями, схемами, разборами. Их можно скачивать из интернета, но проверять, чтобы были не старые – правила фонетического разбора, например, не так давно усложнились. С карточками есть такой психологический трюк – пусть буквы будут разным шрифтом и разного размера, опять возникнет эффект «переключения» мозга.
Учиться заранее делать черновые записи и пометки советует учитель физики и математики Владимир Николаевич. Будучи неоднократно наблюдателем и членом комиссии на ЕГЭ, он заметил, что многие выпускники теряют драгоценное время, тщательно перенося текст из черновика на бланк ответа. «Другая крайность – начеркал там что-то впопыхах и сам не может разобрать, теряется – делится учитель. – Лучше заранее выработать систему символов и сокращений. Как в математике, слова «любой», «примерно», «обобщение», «следовательно» обозначаются значками. Это очень ускоряет дело, и вы не запутаетесь». Или просто записывать на черновик самую суть.
Еще один учительница истории советует запоминать многочисленные исторические факты по принципу ассоциаций. Например, мысленно привязывать даты событий к значимыми датам из жизни ваших друзей и родственников. День Бородинского сражения 7 сентября проассоциировать с Днем рождения лучшей подруги 4 сентября, к примеру. А 8 сен (сентября) 1830 года, дату Куликовской битвы – близкой с номером автомобиля папы. В ход могут идти также адреса с номерами домов, телефоны и прочее. А те, кому «цифровой» способ запоминания информации противопоказан, может помочь образный, когда историческое событие, имя исторического деятеля или период запоминаются как картинка, образ. Да, создание таких образов отдельный труд, но потом они запоминаются «на раз». И, конечно, для всех работает прямой ассоциативный путь. Все точно знают, что Пушкина звали Александром – мысленно привязать к Пушкину Суворова, Македонского, трех русских царей…
И, можно сказать, единогласно видавшие виды и разные ЕГЭ учителя советуют тренироваться в заполнении бланков, довести этот навык до автоматизма. Десять раз проверить список того, что разрешено брать на экзамен и документов, которые надо принести с собой: вещи собрать с вечера. Начинать заполнение с простых заданий, а потом уже отвечать на сложные, особенно если не во всех ответах уверены. Хорошо спать и хорошо есть при подготовке, не пытаясь экспериментировать с энергетиками, потому что они на всех действуют по-разному. То же самое седативные препараты – они тормозят и отрицательно сказываются на работе мозга. Многие экзаменаторы могут вспомнить ученика, который пришел и просто уснул – наглотался успокоительных.
С другой стороны, если вы встали и сразу поняли, что мягко говоря, не в форме: болит голова, крутит живот (не «медвежья болезнь», а по настоящему), месячные начались, а многие девушки их плохо переносят, или упали, ногу сломали по дороге к пункту проведения ЕГЭ – не надо себя мучить. А надо прийти и четко заявить, что вы записываетесь на сдачу в резервный день.