Как бэби-группы спасут студенток, аспиранток и женщин-преподавателей
Создать детские комнаты при вузах собрались в Минобрнауки – для молодых пап и мам, которым некуда деть на время учебы или работы маленького ребенка. Хотя, зачем лукавить — в основном для мам. И не только для студенток, но и женщин-преподавателей.
«Это нужно и для студенток, и для молодых преподавателей, которые тоже пришли, прочитали лекцию, и чтобы однозначно ребенку было спокойно», — поясняет замминистра науки и высшего образования Ольга Петрова. Кстати, рассказывала она об этом на мероприятии, посвященном Международному дню женщин и девочек в науке.
Казалось бы, благое начинание, которое отвечает политике по улучшению рождаемости, омоложению возраста первых родов и другим актуальным трендам. Да и не первый год такие разговоры идут. Еще в прошлом году детский омбудсмен Татарстана Ирина Волынец предлагала создавать комнаты кратковременного пребывания для детей, чтобы студентки не откладывали пополнение в семействе. В Госдуме идею детских комнат в вузах поддержали, пообещав обсудить с экспертами. И еще предложили переводить забеременевших студенток с платного обучение на бюджет.
Однако, какими именно видятся детские комнаты министерству, непонятно. Замглавы ведомства еще упомянула еще о «небольших и очень милых детских садиках». Где они будут работать, в самих университетах или в кампусах? Если предполагается, что «без отрыва от обучения и преподавания», как говорит Петрова, комнаты должны располагаться в самих вузах.
В контексте обсуждения от министерства упоминались детские комнаты, которые напоминают сплав апарт-отеля с комнатой матери и ребенка в каком-нибудь ТЦ. Мол, это помещения, где можно перепеленать ребенка, разогреть еду… Планируется «открывать комнаты для детей на первых этажах зданий, оборудовать их мебелью, в том числе пеленальным столиком и санузлом, а также бытовой техникой для хранения и разогрева еды».
Как удалось узнать «МК», информация про первый этаж и прочее — выдержка из СанПиНа для дошкольных учреждений. И сразу хочется спросить — а присмотр? Просто столик и просто микроволновка материнской проблемы не решат. На детсад или ясли такая комната мало похожа, потому что потом ребенка надо тащить с собой на лекцию.
Официальной информации по поводу того, какими же будут детские комнаты в вузах, нет. Хотя Минтруд и госпрограмма по занятости населения рассматривали создание таких комнат при вузах и колледжах еще в 2019 году.
А вот от Минпросвещения есть методические рекомендации по созданию детских комнат, где указаны не только учреждения профтехобразования, но и вузы. Согласно «мерам по повышению рождаемости», рекомендовано «открытие групп кратковременного пребывания детей и комнат матери и ребенка для студенческих семей». Там и «помещения специального назначения» описаны, и порядок создания детских групп, требования к сотрудникам.
Понятно, что любой детский сад, будь он сколь угодно маленьким и «милым» — дело серьезное. И особенно придирчивые требования предъявляются к квалификации, медсопровождению, здоровью сотрудников, пожарной охране и гигиене. И все это потребует дополнительных трат при том же финансировании.
Впрочем, опыт создания детских комнат при вузах у нас есть: в ВШЭ, в Томском госуиниверситете. Их практика обнадеживает. Детей в «вузовские» комнаты сдают самых разных, от 3 и до 12 лет. Не более чем на 4 часа в день, поэтому «комнаты кратковременного пребывания». Но даже в таком частичном контексте помощи сколько счастья и пользы! Дети не просто так сидят, а на мастер-классах: акварель, аппликация, английский язык. Делают поделки, а для самых продвинутых — квесты и ребусы.
О мамах и говорить нечего. «Я за эти три часа столько дел переделала, — делится аспирантка Мария. И добавляет: «тяжело сочетать двоих детей и исследовательскую деятельность». «Жаль, что таких комнат не было год назад, когда нужно было брать разрешение у преподавателей и приводить с собой ребенка на занятия», — вспоминает София.
Евгения — тот самый молодой преподаватель, и для нее актуальнее всего детская комната в «урочное время». Которое может быть и вечерним.
— Не надо дергаться теперь, что не с кем оставить ребенка в часы лекций, лабораторных. Особенно если это вечером происходит, когда обычные детсады не работают. У нас нет бабушки и папы, есть только я. А сын еще и такой, что «с няней скучно, в студии тухло», в свои-то шесть. В детской комнате при вузе ему впервые понравились компания и занятия. Здесь и бебиситтеры из своих тоже, университетских. Сейчас при вузе работают четыре детских комнаты кратковременного пребывания, говорят, будут еще. Очень полезная вещь для развития.