В учебнике для 11 класса атеистов приравняли к террористам

Циники и эмигранты – список «отклонений» вызывает оторопь

В то время как в соответствии с посылом народных избранников в школах вот-вот появятся единые учебники, сами учебники то и дело преподносят сюрпризы. Теперь сыр-бор разгорелся вокруг нового, улучшенного 6-го издания учебника по обществоведению для выпускного 11 класса. В нем авторы уравняли между собой террористов и атеистов, эмигрантов и циников.

Казалось бы, уж в шестом по счету переиздании учебника под редакцией А. И. Кравченко и Е. А. Певцовой все должно быть совершенно. И сами авторы предваряют издание рассказом про «вертикаль учебников», которую венчает этот труд. «В нем (учебнике) содержится более глубокое и всестороннее изложение основ социологии, права, культурологии».

Однако изумление вызвали некоторые, мало сказать, неряшливые утверждения авторов. Например, про девиантное поведение в параграфе «Противоправное и отклоняющееся поведение». Ну, ясно, что ничего хорошего: девиантное это и есть отклоняющееся. Причем такое, что вызывает неодобрение в обществе.

В качестве примера авторы приводят уголовников, алкоголиков (хулиганы и тунеядцы, шаг вперед). К видам девиации авторы также относят проституцию, азартные игры, наркоманию. Но поток примеров на этом не пресекается. Далее перечень видов девиантности по версии учебника пополняют психические расстройства, самоубийства, гомосексуализм.

Но и это еще не все. Дабы растолковать школьникам социальные особенности отклонений, авторы говорят про два полюса этого явления. На одном из них расположились негативно отклонившиеся в поведении личности – террористы, революционеры, политэмигранты, не патриоты и предатели. Дальше составители тома окончательно пошли в разнос, причислив заодно к «отрицательной полярности» девиантов «атеистов, преступников, вандалов, циников и бродяг». И именно в такой последовательности. И где-то между строк негодует Карл Маркс, автор максимы про «опиум для народа».

Дабы раздать уже всем сестрам по серьгам, Кравченко и Певцова приводят и примеры иного полюса девиантности, со знаком плюс. Лица с «максимально одобряемыми отклонениями» — это национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, художники, писатели, музыканты, политические лидеры, передовики труда. И просто «здоровые и красивые люди»!

Что-то подсказало мне, что в этом обществоведении для 11 класса могут быть и другие интересные моменты. И они нашлись. К примеру, авторам очень не угодил гедонизм. Да и просто мимолетные моменты счастья суровые составители называют уделом простецов. А «подлинно нравственный человек счастлив тогда, когда счастливы другие, когда счастье обрела его родина».

Заглянули в раздел «Семья и брак» – тема попроще, но и здесь без странностей не обошлось. Семья – это, оказывается, «канал вертикальной мобильности». Затем авторы перешли к конкретике и цифрам. Оптимальное количество добрачных партнеров для юношей 3-5 (про девушек в данном контексте вообще не упоминается).

Далее авторы как заправские беллетристы описывают сборы влюбленных на первое свидание. «Перед выходом девушка проверяет свой внешний вид и не спеша направляется к месту свидания, стараясь немного опоздать. По дороге оба размышляют, о чем можно поговорить. Юноша покупает цветы, коробку конфет. После взаимных приветствий он предлагает перейти на «ты»»…

Дальше хочется прямо цитировать. «Брак – это контракт, который заключается мужчиной, женщиной и государством». «Для жены ее родственники являются кровными, а родня мужа — родственниками-в-законе. И наоборот».

И, конечно, традиционное – роли жены и мужа в семье. «Занятость в производстве не освобождает женщину от домашних дел, ее нагрузка двукратно возрастает. Снять ее может муж (если дети достаточно взрослые, часть обязанностей может лечь и на них)». Это в завершении абзаца о семьях, а которых оба брачных партнера работают.

— Непонятно, как вообще такие формулировки смогли появиться в учебнике и пройти экспертный совет, – говорит социальный психолог Валерий Раушинский. – Конечно, больше всего неясности с описаниями девиантного поведения. В социологии это поведение, которое не соответствует общепринятым нормам. То есть, действительно, хулиганство и иная преступность, алкоголизм, наркомания. Впрочем, разные теории, вроде исследований Мертона, теории дифференциации, выводят те или иные типы из списка, доказывая, что на них так повлияли смена ценностных ориентиров в обществе, социальная среда при взрослении или психические, иные личностные особенности индивида.

Говоря с практической точки зрения, я бы не стал уравнивать преступников и наркоманов, алкоголиков, проституток и бродяг. Потому что у первых двух категорий проблема может быть медицинской. Что до остального списка: эмигранты, атеисты, циники… Это просто вызывает оторопь, поскольку не имеет никакого отношения к девиантности.

И отдельно про положительные девиации хочу сказать. Да, такое понятие есть. Позитивное девиантное поведение – это самопожертвование, например – во имя родины, свободы, своего народа. Или подвиг во имя науки, искусства, веры, самоотреченная благотворительность. Несколько примеров: Джордано Бруно, Александр Матросов, Иван Сусанин, Ксения Петербуржская… Из списка, представленного в учебнике, подойдут разве что «миссионеры». А причем здесь артисты, спортсмены, политики и «красивые люди», я совершенно не понимаю.

Источник www.mk.ru

Podolsk

Все последние новости Подольска и Московской области сегодня: события, сводки происшествий, криминал, культура и образование, а также новости спорта и молодёжной политики. Читайте самые свежие и актуальные новости на podolsk50.ru.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024. Новости Подольска и Московской области - хроника городских событий.