Ямбург призвал создать для особенных детей индивидуальные условия сдачи экзаменов

В Госдуму на днях внесут законопроект об отмене ЕГЭ

Создать индивидуальные условия для сдачи госэкзаменов для особенных детей (например, для выпускников с дислексией) призвал заслуженный учитель РФ, академик Евгений Ямбург. И многие представители учительского и врачебного сообществ солидарны. Для школьников с аутизмом, синдромом Дауна, другими когнитивными и прочими девиациями должно быть создано что-то иное, чем даже смягченный формат сдачи госэкзамена.

«Есть дети с дислексией, у которых так устроен мозг, что они делают 30-40 ошибок. И если после тщательной работы учителя они делают 20 ошибок — это огромная победа», — говорит Ямбург.

Учитель подчеркивает, что из детей, которым трудно приходится в школе, потом «получаются замечательные художники, журналисты, скульпторы». Поэтому для них необходимо создать индивидуальные условия для сдачи ЕГЭ (единый госэкзамен).

Кто-то может сказать, что индивидуальные условия уже есть. Выпускники коррекционных и интеграционных школ, ученики обычных классов, которые прошли психо-медико-педагогическую комиссию с установлением «облегченной» группы обучения, сдают ГВЭ (государственный выпускной экзамен).

Так он называется и после девятого класса, когда все остальные сдают ОГЭ (общий госэкзамен), и после ЕГЭ. Отличие ГВЭ в том, что особым детям дается больше времени на подготовку задания. В зависимости от самого экзамена речь идет о прибавке в час или два. И, кроме русского и математики, на ОГЭ у них один дополнительный предмет, а не два. Не так давно ввели еще одно послабление: экзамен сдают в своей школе, а не в чужой, как все остальные дети.

— Я до сих пор под впечатлением того, как дети из коррекционной школы сдавали экзамен, – рассказывает учитель математики из Москвы Нина Викторова. – Это было ЕГЭ, меня записали в комиссию наблюдателем. Еще до того, как им разрешили устраивать пункты сдачи в своей школе. Чего я там только не насмотрелась! Аутисты впадали в ступор просто от того, что видели чужих людей, хоть мы и пытались разговаривать предельно мягко и быть максимально дружелюбными. Кто-то из них испугался рамок металлодетекторов и наотрез отказался проходить. Мальчик один сел возле двери, голову руками закрыл и принялся кричать. Другой уснул в аудитории. Причем мне их учительница сказала, что он ничего не наглотался, а это такая реакция на стресс. Она сама чуть не плакала – этот парень очень умный, он отличник. Не знаю, чем закончилась у них эта история, написали они что-то в резервные дни или нет. Я настолько впечатлилась, что наотрез отказалась на ГВЭ ходить.

Можно добавить, что, по отзывам коллег-учителей, очень обидно, когда экзамен не засчитывают по техническим причинам. Бывает, что «нестандартный» ученик с дисграфией, аутист или ребенок с ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство) может правильно написать, но неверно заполнить бланк или не попасть в строчку. В этом случае работа будет признана ошибочной, недействительной. Или встанет и будет ходить по аудитории, или делать странные движения, сидя на месте, или ляжет на парту. Все это камеры запишут и могут счесть «списыванием».

— Индивидуальный подход к сдаче ОГЭ-ЕГЭ необходим не только детям с диагностированными ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), но и детям с так называемым «отклоняющимся развитием», – говорит нейропсихолог Светлана Алексеева. – Оно может быть причиной той же дислексии-дисграфии и даже дислалии, когда у ребенка проблемы с интерпретацией устной и письменной речи, а может не быть. Для отклоняющегося развития есть много причин, от внутриутробных и проблем в родах до генетических. И не все хорошо изучены.

Если совсем просто, у этих детей мозг созревает нестандартно. Как правило, развитие опаздывает, и передние, лобные отделы мозга созревают медленнее, чем у других. Получается, что сдать ЕГЭ наравне со всеми в 18 лет они не могут. Именно из-за того комплекса усилий, который требует экзамен: сосредоточиться, самостоятельно сдать предмет, взаимодействовать с чужим людям в чужой аудитории, соблюсти все формальности с бланками, выдержать экзаменационный стресс и, наконец, продемонстрировать свои знания.

Наибольшую трудность для них представляет как раз не изложение информации, а строгая обстановка, когда нельзя лишний раз пошевелиться, необходимость соблюсти навязанный ритуал. И часто — коммуникация, общение на экзамене.

А тем, кому такая проблема кажется частной, сообщу, что количество детей отклоняющегося развития по всему миру неуклонно растет. И, по последним данным, достигает 20-25% от популяции.

Но пока в верхах ничего не слышно о смягчении ГВЭ или об особом порядке сдачи для детей с ОВЗ. Зато об отмене ЕГЭ говорят часто и помногу. Даже закон об отмене ЕГЭ собрались вносить в Госдуму. Но такие попытки и предложения бывали раньше. Поэтому глава Рособрнадзора периодически выступает с сообщениями о будущем госэкзамена.

Вот и намедни глава Рособрнадзора Анзор Музаев сообщил, что ЕГЭ никто отменять не собирается, поскольку экзамен стал «более совершенным, прекратились утечки информации». Эксперты также ЕГЭ довольны и не возражают, говорят, что даже списывать на экзамене стали меньше.

А те, кто раз за разом критикует проведение ЕГЭ и сам экзамен (депутаты Петр Толстой, Ярослав Нилов, Султан Хамзаев, глава Следственного комитета Александр Бастрыкин и другие), все равно никакой полезной альтернативы не предлагают.

Источник www.mk.ru

Podolsk

Все последние новости Подольска и Московской области сегодня: события, сводки происшествий, криминал, культура и образование, а также новости спорта и молодёжной политики. Читайте самые свежие и актуальные новости на podolsk50.ru.

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024. Новости Подольска и Московской области - хроника городских событий.