Законопроект против буллинга вынесут на обсуждение: родители оценили его эффективность

«У учителей нет времени на общение с детьми»

Явление буллинга детей в школах со стороны сверстников, а то и со стороны учителей становится уже настолько распространенным и опасным трендом, что пора принимать какие-то радикальные меры. Почему законопроект против травли в учебных заведениях, разработанный еще осенью группой депутатов, затормозился, и поможет ли он в этой борьбе?

Тему буллинга детей в образовательных учреждениях с выдвижением экспертами и депутатами самых разных мер по профилактике и борьбе с ним обсуждается давно, но ничего не помогает, случаев травли становится больше. Только на днях стало известно об очередной такой трагедии – в подмосковной Лобне 11-летняя девочка покончила с собой из-за травли в школе.

Депутат Госдумы, первый зампредседателя комитета ГД по просвещению Яна Лантратова, напомнила, что разработан законопроект против травли в школах и заявила, что в планах на предстоящую сессию провести его общественное обсуждение. В числе прочего, в нем закрепляются термины «жертва», «участник», «организатор» и «наблюдатель травли».

«МК» связался с Яной Лантратовой для прояснения ситуации по нему.

– Законопроект предлагает закрепить понятие травли, которое будет охватывать все варианты психологического или физического агрессивного давления на детей. Мы считаем, что профилактика травли не должна быть обособленным делом какой-то конкретной школы, а должна стать частью воспитания детей. Учебные заведения должны вести профилактику травли и создавать специальные службы по рассмотрению инцидентов издевательств. При этом самих учителей нужно обучать эффективным мерам реагирования на такие случаи.

Законопроект готов, но мы получили обращения от родительского сообщества с просьбой вынести его на общественное обсуждение. Поэтому притормозили с его внесением. И только после одобрения родительской и педагогической общественности будем его вносить.

Однако у родительского сообщества иное мнение, в чем корень зла. Об этом мы побеседовали с руководителем регионального подразделения Союза «Родительская палата», председателем РОО «За права многодетных Пермского края» Людмилой Елтышевой. Два года назад в Перми произошел случай издевательств над учениками начальных классов в школе № 114 со стороны учительницы, однако тот педагог до сих пор работает с детьми. Тогда родители учеников пожаловались общественнице на учительницу, которая заклеила на уроке младшекласснику рот скотчем и связывала детям за спиной рукава рубашки.

– Тот случай ничем тогда не за закончился, так как ее мама – директор школы со всеми вытекающими. Эта учительница до сих пор работает, – рассказала «МК» Людмила Елтышева. – По моему мнению, все дело в нехватке молодых учителей. Когда молодые педагоги сразу после окончания педвуза приходят в школу, их старожилы-коллеги зачастую «съедают», выживают, я знаю много таких историй. Потому что они как раз не приветствуют внедрение новых методов обучения, не хотят изучать новое в плане того, как общаться с детьми. Хотя кто, как не молодежь, которая сама еще недавно училась в школе, могла бы на своем уровне пообщаться с ребятами и помочь им в решении их проблем.

Второй момент, на который указала общественница, – это огромная нагрузка на учителей, из-за которой им некогда общаться индивидуально с детьми. Например, очень часто учителя ведут классное руководство на два класса и т.д.

– А ведь как было еще несколько десятилетий назад? Учителя общались с детьми и родителями «глаза в глаза», знали каждого ребенка в классе, какая у кого семья, – продолжает Елтышева. – Всего лишь должна быть цепочка – «ребенок-родитель-школа». Без школы у родителей не получится воспитать полноценную личность. А когда возникают случаи буллинга между учениками, то учителя стараются не вмешиваться. Школьных психологов не хватает, а если они где-то и есть, то некомпетентны и не могут вникнуть в такую ситуацию, или не хотят. Если бы учителей хватало, и у них не было бы такой загрузки, отпала б надобность и в таких психологах.

Что касается упомянутого законопроекта, то, по мнению Елтышевой, он не будет работать. Так же, как и не работает, например, внедренная в их Пермском крае с 2018 года система профилактики и выявления раннего детского и семейного неблагополучия «Траектория». Она была введена после случая в школе, когда «дети старших классов порезали младшеклассников». Согласно системе выявления учитель ведет журнал с «индикаторами риска». Всего таких индикаторов более 100, и один из них – буллинг. И если ребенок подвергался травле в школе, то ему автоматически ставят такой индикатор. Но никто таким ребенком, по словам общественницы, не занимается, все делается «для галочки».

Источник www.mk.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *